«Глубоко русская история»: Новосибирск увидел нового «Щелкунчика» с 202 костюмами и растущей елкой (видео)
© Юлия Катковская
Новосибирский театр оперы и балета представил обновленного «Щелкунчика» в постановке Игоря Зеленского. Для этого потребовались тонны декораций, 202 костюма из Италии и Франции и 40 млн рублей из областного бюджета. Главную роль исполнил Сергей Полунин.
Премьера состоялась 25 декабря, в католическое Рождество. Дата оказалась знаковой: авторство художественного оформления балета принадлежит итальянским мастерам. Костюмы, тонны декораций и обширная география их изготовления — то, что сделало нового «Щелкунчика» «уникальным» по мнению исполнителя главной роли, премьера Московского музыкального театра имени Станиславского—Немировича-Данченко и приглашенного солиста Новосибирской Оперы Сергея Полунина. Классическая хореография Василия Вайнонена осталась неизменной.«Много работы было сделано, и я считаю, что это будет грандиозно — лучший „Щелкунчик“, наверное, в мире. Это уникально, конечно, потому что с таким вкусом подобраны костюмы, декорации, я такого, если честно, не видел, поэтому мне будет интересно увидеть реакцию детей и их родителей», — говорил Полунин на генеральной репетиции.
По словам артиста, все, что происходит на сцене — идея художественного руководителя балетной труппы Новосибирского театра оперы и балета Игоря Зеленского. Добивался он такого воплощения примерно семь лет.
«Ёлка и ворота — это идея Игоря [Зеленского], к тому же, он хотел сделать местом действия не дом, а дворец, чтобы всё было еще сказочней, — рассказал Полунин. — Огромный торт, который появляется во втором действии, он видел, когда танцевал в Нью-Йорке, и ему захотелось, чтобы дети в Новосибирске увидели такой же, и у них в памяти осталось это нечто вкусное, необычное, большое. Здесь очень много разных мелочей, деталей, которые надо успеть уловить. Например, ворота, которые всего на минуту появляются, остаются только в памяти — в этом есть какая-то мистика и необычность».
Задумки постановщика воплотил один из ведущих мировых сценографов, итальянец Эцио Фриджерио. Кстати, в Новосибирск он приехал именно из-за «великого хореографа Игоря Зеленского».
«Иисус, тебе нравится мой ритмичный джаз?»: национальная премьера «Мессы»
Как рассказал сценограф, самой любимой его сценой и декорацией стал сбор гостей вокруг ёлки в первом действии, потому что «ёлка — это чисто русское понятие», в Италии почти не бывает такого.
Ёлка в спектакле действительно занимает центральное место, вокруг нее разворачиваются основные события. Вначале это маленькое рождественское дерево, какое стоит у каждого в доме, потом же оно вырастает до гигантских размеров и уходит верхушкой далеко за верхние софиты, кажется — в самое небо. И здесь-то начинаются главные чудеса... Во втором акте ёлку заменяет огромный торт и изображения разных стран, по которым во сне путешествует главная героиня Маша.
«Я уже старый сеньор, но когда я смотрю этот балет и слушаю эту музыку, я наслаждаюсь в самой высокой степени, я как бы становлюсь ребенком, но, тем не менее, вижу все смыслы, для меня это очень-очень интересно. Дети, посмотрев это произведение, тут же могут забыть и продолжить свои игры, а для меня это очень глубокое произведение», — восхищенно сказал господин Фриджерио на последней репетиции «Щелкунчика».
Итальянец считает эту историю «глубоко русской», потому что такое произведение мог придумать только русский, и «тот сон и всё, что видится героине, имеет какие-то русские корни». «Я полагаю, что новосибирские власти поступили очень мудро и дальновидно, приняв решение поставить это произведение. Думаю, что этот балет можно показывать не только в театре Новосибирска, но и во всех крупных театрах мира», — заключил Фриджерио. Ранее облправительство сообщило, что бюджет вложил в новую постановку 40 млн рублей, чтобы получить бесплатные билеты для незащищенных слоев населения, в том числе детей-сирот
Помимо Сергея Полунина, главные партии танцуют его коллеги по МАМТ Кристина Шапран и Ксения Рыжкова. Предыдущая версия «Щелкунчика» в Новосибирском театре оперы и балета шла почти 15 лет. Это была постановка артиста и балетмейстера Государственного академического Мариинского театра Сергея Вихарева в классическом варианте Льва Иванова и Василия Вайнонена с добавлением авторской хореографии. Новая версия, как надеются ее создатели, побьет все рекорды предыдущей.
Текст и фото: Юлия Катковская
Видео: Анастасия Кораблёва и Наталья Гредина
Премьера новой версии балета «Щелкунчик» в НГАТОиБ from tayga.info on Vimeo.
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522